Главная » Статьи » Психология отношений » Нарушения отношений между взрослыми

Нарушения отношений между взрослыми и детьми

Нарушения отношений между взрослыми и детьми

Ранний эмоциональный опыт ребенка имеет большое значение для формирования личности. Именно ощущение ребенком себя любимым, чувство защищенности и полного принятия закладывает фундамент для развития здоровой психики. Однако, хоть каким большим не является значение начального отношения матери к ребенку, с возрастом эмоциональный опыт ребенка расширяется, и отношение самой матери может меняться как по форме проявления так и по существу.

            Известно, что стиль воспитания детей в семье определяется не только любовью матери к ним, но и культурными традициями, требованиями общества, взглядами отца, что касается мерой строгости к детям. В нашей культуре воспитание базируется на парадигме поощрения и наказания. За хорошие поступки – ребенка хвалят, исполняют его желания, за плохие поступки – наказывают.

Как правило, негативная оценка взрослых вызывает у ребенка негативные эмоциональные переживания, что подталкивает его к пересмотрению своих действий. Такой процесс освоения социальных норм является только общей приблизительной схемой, которая не считается с индивидуальными особенностями  детей. Не смотря на это, родители и педагоги в воспитании подсознательно опираются именно на такую схему усвоения ребенком позитивного социального опыта. Более того, негативная оценка может распространяться не только на действия, но и на самого ребенка. Таким образом стойкая негативная оценка поведения ребенка (и там более его личности), является для ребенка тяжелой психотравмирующей ситуацией. Как долго ребенок может быть в этой атмосфере, зависит от его индивидуальных особенностей, степени напряженности, от его возраста, имеющегося жизненного опыта. Со временем удовлетворения социальных норм ребенку кажутся невозможными и он с легкостью, вообще отказывается от деятельности, которая не принесла ему успеха. Это объясняется тем, что сам того не сознавая ребенок хочет выйти из этой психотравмирующей ситуации и не находя возможности преодолеть преграды, он находит другой выход, который уменьшает его психическое напряжение, он перестает делать попытки исправится и признает ситуацию как невозможную. 

В раннем возрасте ребенок воспринимает отношение к себе взрослым, как оценку своего поведения, оценку себя в целом . Ребенок не может еще понять, что плохое или холодное отношение к нему может быть вызвано разными причинами, он понимает такое поведение, как оценку своей личности. Стойкая невозможность удовлетворить потребности ребенка в позитивной оценке со стороны взрослого приводит к тяжелой эмоциональной неудовлетворенности, ощущения эмоционального неблагополучия. Еще Сухомлинский отмечал, что ребенок который пережил в раннем детстве обиду, несправедливость становится очень чувствительным к наименьшим проявлениям несправедливости, равнодушия. Неудовлетворение значимыми для ребенка потребностями приводит к искривлению восприятия отношений к нему окружающих. Тогда ребенок еще сильнее замыкается в себе, становится непослушным, упертым, резким, своевольным, старается сделать все наперекор родителям, чтоб напомнить о себе, заявить о своем праве на внимание. Искривленное представление ребенка о отношении к нему закрепляется и становится своеобразной позицией ребенка, что и определяет его дальнейшее развитие.                 
Категория: Нарушения отношений между взрослыми | Добавил: krohi (20.10.2008)
Просмотров: 1369 | Теги: дети, воспитание, эмоции., отношения, вконтакте | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]