Главная » Статьи » Психология отношений » Формы и функции подражания в детств |
Формы и функции подражания в детстве. Стою я как-то на кухне мою посуду, а мой 3-х летний малыш играет в комнате. Вдруг слышу голос одной своей знакомой. Ее громкий , с выражением рассказ заставил меня зайти в комнату и посмотреть. Захожу. Вижу своего малыша стоящим на диване и копируя нашу знакомую. Нисколько не смутившись моего появления, сыночек продолжал, а я в изумлении стояла и думала: « Как здорово у него получается!» Стала вспоминать, когда и откуда все это взялось, и почему дети так умеют. Оказалось, что еще с младенчества малыши стараются имитировать взрослых в форме эмоционального заражения. Кстати и мамы эмоционально имитируют своих деток угуканьем и строеньем всевозможных гримас. Такая имитация имеет существенное значение для организации непосредственно эмоционального общения ребенка и взрослого. В 2-6 месяца подражания составляют мимические и пантомимические движения, среди которых высовывание языка, открывание/закрывание рта, качание головой, некоторые движения рук типа махания, стучания, сжимания/разжимания кулака, хлопков в ладоши. Так как функцию первоначального «образа мира» выполняет мать, то малыш имитирует чаще всего ее действия. Со второй половины младенчества подражание все больше становится воспроизведением нового, того, чего еще не было в собственном поведении ребенка. Подражание детей старше 6 месяцев служит источником развития, по крайней мере, двух важнейших сторон поведения ребенка: одна связана с усложнением и обогащением средств коммуникации, другая - с развитием предметных манипуляций. Ребенок хочет больше общаться и играть с предметами ( брать в ручки предметы, крутить, трясти). Имитационные движения ребенка способствуют построению у него образа конкретного предмета. Ребенок воспроизводит специфические движения взрослого, представляющие собой паралингвистический жест ("иди сюда", "помаши тете ручкой") или движения, входящие в состав действия с определенным предметом ("укачивание" и "ходьба" куклы, "расчесывание" волос). Такая форма подражания, названная нами копированием, требует соблюдения ряда условий: - специальной неоднократной демонстрации какого ни будь предмета и его названия (показываем мячик и говорим «мячь»); - предоставления .ребенку того самого единичного предмета, который использован взрослым при показе ( можно передать ребенку этот же мячик, что бы малыш его потрогал, подержал в ручках); - эмоционально насыщенного одобрения со стороны взрослого за попытку воспроизведения. Несмотря на то, что к концу первого года ребенок становится способен намеренно" воспроизвести образец (например, жест "до свидания"), ориентировка в ситуации по-прежнему принадлежит взрослому. На втором году жизни появляется и становится преобладающим воспроизведение ребенком способов действий с предметами. Малыш уже способен использовать не тождественный, а лишь сходный по назначению предмет. Он более активен в подражании, и находит образцы в самостоятельном наблюдении. Взрослый выступает для него как пример для подражания, руководитель и контролер. Среди подражательных актов -- "курение трубки", "чтение вслух", размешивание ложкой в чашке, "говорение" по телефону (не как акт общения, но как "монолог" с телефонной трубкой в руке). Многократное воспроизведение общих схем использования вещей в разнообразных ситуациях перерастает в характерную для детей раннего возраста форму игры - предметную, ознакомительную игру. Таким образом ребенок получает представление о том, что можно делать с этими предметами, ,т.е развития орудийно-предметной деятельности ребенка. Следующий шаг в развитии подражания в раннем детстве заключается в том, что ребенок начинает воспроизводить цепочку из нескольких, связанных между собой предметных действий, отражающих в определенной степени жизненную логику событий. Ребенок 15-18 месяцев собственными практическими действиями объективно воссоздает ряд жизненных ситуаций - укладывание спать, сборы на прогулку и т.п. То, что неизменно сохраняется и придает "ритуализованный" характер сюжетно-ознакомительной игре такого рода,-- это порядок, последовательность совершения действий: при "укладывании спать" ребенок требует от партнера принятия определенной позы, закрывания им глаз, укрывает, слегка похлопывает и напевает колыбельную. Однако другие составляющие подражательной игры (время, место, "объект" укладывания, используемые при этом предметы) широко варьируют. На 3-м году жизни ребенка происходит перенос акцента в имитационно-моделирующем отображении жизненных ситуаций: выделяется взрослый как основное действующее лицо, но, как правило, это конкретный взрослый из непосредственного окружения ребенка. Взрослый выступает сначала в его отношении к предметам, а позже, начиная со 3.5 лет, и в отношении к другим участникам практической ситуации. Например, возвращаясь к игре в "укладывание спать", ребенок по-иному отображает поведение матери - это сдержанное похлопывание рукой и ласковая успокаивающая интонация в обращении: "Спи, я тут". Результат подражания - создание ориентировки в ситуации повседневной жизни ребенка в целом, в разных ее аспектах - "предметном" и "межличностном". Так подготавливаются необходимые условия для становления ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игры. Итак, содержание подражания ребенка 1-3 лет постепенно изменяется и усложняется Подражательное отображение ребенком поведения конкретного взрослого из своего непосредственного окружения носит избирательный, "творческий" характер схематичность, пропуск одних элементов сочетается с дополнительным включением других. Такая форма подражания названа нами символическим моделированием, которое позволяет ребенку открыть для себя новые физические и, особенно, социально-фиксированные свойства объектов, построить образ конкретного предмета, образ действия с ним, образ жизненной ситуации. Подражание детей дошкольного возраста обозначается многими психологами термином "идентификация". Подражание представляет собой моделирование поведения обобщенного, общественного взрослого (взрослого как представителя определенного пола, взрослого как профессионала), осуществляемое в сюжетноролевой игре. Подражание ребенка сверстнику создает одновременно основы представление ребенка о самом себе, но и о другогм человека. На протяжении дошкольного возраста подражание приобретает новые качества обобщенно-символическое моделирование, которое обеспечивает понимание ребенком задач и мотивов человеческой деятельности, создает ориентацию в смыслах и характере человеческих отношений и в собственных переживаниях. Форма детского поведения последовательно изменяется и развивается: усложняются образцы для подражания, увеличиваются точность и быстрота воспроизведения, возрастает частота подражательных актов. Так для чего же подражание все таки нужно? Подражание – такая форма поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему в освоении норм социальной жизни. Она выполняет познавательную и коммуникативную функции Подражание представляет собой форму ориентировки ребенка в разных аспектах окружающей действительности, необходимую для решения актуальных и специфичных для каждого возраста задач развития. | |
Просмотров: 2082 | | |
Всего комментариев: 0 | |