Главная » Статьи » Психология отношений » Формы и функции подражания в детств

Формы и функции подражания в детстве.

Формы и функции подражания в детстве.

          Стою я как-то на кухне мою посуду, а мой 3-х летний малыш играет в комнате. Вдруг слышу голос одной своей знакомой. Ее громкий , с выражением рассказ заставил меня  зайти в комнату и посмотреть. Захожу. Вижу своего малыша стоящим на диване и копируя нашу знакомую. Нисколько не смутившись моего появления, сыночек продолжал, а я в изумлении стояла и думала: « Как здорово у него получается!» 

Стала вспоминать, когда и откуда все это взялось, и почему дети так умеют. Оказалось, что еще с младенчества малыши стараются имитировать взрослых в форме эмоционального заражения. Кстати и мамы      эмоционально имитируют своих деток угуканьем и строеньем всевозможных гримас. Такая имитация имеет существенное значение для организации непосредственно эмоционального общения ребенка и взрослого.

         В 2-6 месяца подражания составляют мимические  и  пантомимические  движения, среди  которых  высовывание языка, открывание/закрывание  рта,  качание головой,  некоторые  движения  рук типа махания, стучания, сжимания/разжимания кулака, хлопков в ладоши.

Так как функцию первоначального «образа мира» выполняет мать, то малыш имитирует чаще всего ее действия.

         Со  второй  половины  младенчества  подражание  все  больше  становится воспроизведением нового, того,  чего  еще не  было  в  собственном поведении ребенка.  Подражание детей  старше 6 месяцев  служит источником развития, по  крайней  мере, двух важнейших сторон поведения ребенка: одна связана с усложнением и обогащением

средств  коммуникации,  другая -  с развитием  предметных манипуляций. Ребенок хочет больше общаться и играть с предметами ( брать в ручки предметы, крутить, трясти). Имитационные  движения  ребенка способствуют  построению  у   него  образа конкретного предмета.

Ребенок воспроизводит  специфические движения взрослого, представляющие собой  паралингвистический жест  ("иди  сюда",  "помаши  тете  ручкой")  или движения, входящие в состав  действия с определенным предметом ("укачивание" и "ходьба" куклы, "расчесывание" волос). Такая  форма  подражания, названная нами   копированием,   требует    соблюдения   ряда   условий:

     -   специальной неоднократной   демонстрации  какого ни будь предмета и его названия (показываем мячик и говорим «мячь»);

-         предоставления .ребенку того самого единичного предмета, который использован взрослым при показе ( можно передать ребенку этот же мячик, что бы малыш его потрогал, подержал в ручках);

-         эмоционально насыщенного одобрения со стороны взрослого за попытку воспроизведения. 

Несмотря на то, что к концу первого года ребенок

становится  способен  намеренно" воспроизвести образец  (например,  жест "до свидания"),  ориентировка  в ситуации по-прежнему  принадлежит взрослому.

На   втором   году   жизни  появляется   и   становится   преобладающим

воспроизведение ребенком способов действий  с предметами. Малыш уже способен использовать  не тождественный, а  лишь  сходный по назначению  предмет.  Он более активен в подражании, и находит образцы  в самостоятельном наблюдении. Взрослый  выступает  для  него  как  пример  для  подражания, руководитель и контролер. Среди  подражательных актов -- "курение трубки", "чтение  вслух", размешивание ложкой в чашке, "говорение" по телефону (не как акт общения, но как  "монолог"  с телефонной  трубкой в руке).  Многократное воспроизведение общих схем  использования  вещей  в  разнообразных ситуациях  перерастает  в характерную  для  детей  раннего   возраста   форму  игры   -  предметную, ознакомительную игру. Таким образом ребенок получает представление  о  том,  что  можно  делать с этими  предметами, ,т.е  развития орудийно-предметной деятельности ребенка.

         Следующий шаг в развитии подражания в раннем детстве заключается в том, что  ребенок начинает  воспроизводить цепочку из нескольких, связанных между собой  предметных  действий,  отражающих  в определенной  степени  жизненную логику  событий.  Ребенок  15-18  месяцев  собственными практическими действиями  объективно  воссоздает ряд жизненных  ситуаций  - укладывание спать, сборы на прогулку и т.п. То, что  неизменно сохраняется и придает  "ритуализованный"  характер  сюжетно-ознакомительной   игре  такого рода,--   это   порядок,   последовательность   совершения   действий:   при "укладывании спать" ребенок требует от партнера принятия определенной  позы, закрывания  им глаз, укрывает, слегка  похлопывает и  напевает  колыбельную.

Однако другие  составляющие  подражательной  игры  (время,  место,  "объект" укладывания, используемые при этом предметы) широко варьируют.

              На   3-м   году  жизни  ребенка  происходит   перенос   акцента   в имитационно-моделирующем отображении жизненных ситуаций: выделяется взрослый как основное действующее  лицо, но, как правило, это конкретный  взрослый из непосредственного  окружения  ребенка.  Взрослый  выступает  сначала  в  его отношении к предметам, а позже, начиная со  3.5 лет, и в отношении к другим участникам практической ситуации. Например, возвращаясь к  игре в  "укладывание  спать",  ребенок  по-иному  отображает поведение   матери   -   это  сдержанное  похлопывание  рукой   и  ласковая успокаивающая интонация в обращении: "Спи, я  тут". Результат  подражания - создание  ориентировки в  ситуации повседневной  жизни ребенка  в  целом,  в разных  ее аспектах  - "предметном"  и "межличностном". Так подготавливаются необходимые условия для становления ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игры.

         Итак,  содержание подражания  ребенка 1-3  лет постепенно изменяется  и усложняется Подражательное   отображение  ребенком   поведения   конкретного взрослого   из  своего  непосредственного  окружения  носит   избирательный, "творческий"  характер схематичность, пропуск одних элементов  сочетается  с дополнительным  включением  других.  Такая  форма  подражания  названа  нами символическим   моделированием, которое позволяет ребенку открыть  для  себя  новые  физические и,  особенно,  социально-фиксированные свойства объектов, построить  образ  конкретного предмета, образ  действия с ним,   образ  жизненной ситуации. 

         Подражание  детей дошкольного возраста обозначается многими психологами термином  "идентификация". Подражание представляет  собой  моделирование  поведения   обобщенного,   общественного взрослого  (взрослого  как представителя определенного  пола, взрослого  как профессионала),   осуществляемое   в   сюжетноролевой  игре.

         Подражание  ребенка сверстнику  создает одновременно основы  представление ребенка о  самом  себе, но и о другогм человека.

         На  протяжении  дошкольного  возраста   подражание   приобретает  новые качества обобщенно-символическое моделирование, которое обеспечивает понимание  ребенком задач и мотивов  человеческой деятельности,  создает ориентацию в  смыслах и характере  человеческих  отношений  и в собственных переживаниях.

         Форма  детского  поведения  последовательно  изменяется   и развивается: усложняются  образцы для подражания,  увеличиваются  точность и быстрота  воспроизведения,  возрастает  частота  подражательных  актов. 

         Так для чего же подражание все таки нужно? 

Подражание – такая форма поведения, которая  находится в непрерывном изменении  и вносит важный вклад  в формирование  интеллекта, личности ребенка, помогает ему в освоении норм социальной жизни. Она  выполняет  познавательную и  коммуникативную функции 

Подражание представляет собой  форму  ориентировки ребенка в разных аспектах окружающей   действительности,   необходимую   для  решения   актуальных   и специфичных для каждого возраста задач развития.

Категория: Формы и функции подражания в детств | Добавил: krohi (20.10.2008)
Просмотров: 2033 | Теги: Контакт, ребенок, дети, детство, Подражание, копировать | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]