Главная » Статьи » Психология отношений » Сензитивные периоды |
Сензитивные периоды Наблюдая за деятельностью и развитие ребенка, замечаешь, что его интерес и активность не всегда одинаковы. В одни годы ребенок «впитывает как губка» словарный запас, в другие активно творит. В каком-то строгом порядке один этак приходит за другим. Эти периоды, когда развивается определенный участок мозга, который отвечает за определенный навыки и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию этих навыков, связанных с этим участком. Эти периоды в развитии заметила еще итальянский педагог М.Монтессори и назвала их сензитивные периоды развития ребенка. В жизни ребенка сензитивные периоды длятся определенное время и уходят навсегда. Никто не может воздействовать на продолжительность сензитивных периодов. Определить, какой этап переживает ребенок можно только наблюдая за развитием ребенка и зная какими характеристиками наделен каждый этап, помочь ребенку овладеть необходимой деятельностью в наилучший для него период, создав соответствующие условия. М.Монтессори выделила шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет: От рождения и всю жизнь - развитие речи. К 1 году ребенок выстраивает звуки в определенной последовательности (состояние напряжение - он хочет говорить, но не может). В 1,5 года начинает с помощью слов выражать свои желания, может сформулировать отдельные предложения. С 2 до 2,5 - лавинообразное нарастание словарного запаса: взрослым при этом важно говорить правильно: в это время закладываются грамматические нормы. С 2,5 до 3 лет ребенок начинает разговаривать сам с собой. К 3,5-4 годам ребенок осознает речь, и ему становятся интересны символы, но пока он не готов к чтению. В 4-4,5 года наблюдается начало письма, к 5 годам ребенок готов к чтению. Монтессори считала, что письмо, как процесс легче, чем чтение, так как в нем задействованы только психомоторные механизмы, а в чтении - весь интеллект. Поэтому детей сначала учат письму. От рождения до 5-6 лет - сенсорное развитие Если порядок, к которому привык ребенок нарушен, малыш может чувствовать сильный дискомфорт. Если в этот период окружающая среда не приспосабливается для ребенка, он может начать сам приспосабливать ее под себя. А если ему это не удается, могут появиться страхи, непонятное поведение и капризы. В этот период близким ребенка стоит приучать его к порядку с детства. От 1 до 4 лет - познание окружающего мира через движение и действие. Ребенок хочет много двигаться и наблюдать за движениями других людей. Он ползает, встает и не смотря ни на что идет. Само движение завораживает малыша, он как «космонавт в открытом космосе». Не смотря на препятствия и не удачи он все равно идет к намеченной цели. От 1,5 до 2,5-3 лет - период восприятия маленьких предметов. Негативное воздействие на сензитивные периоды, на остроту их протекания оказывают случаи, когда на пути ребенка в его окружении встречаются препятствия. Тогда возникает часто сильное возбуждение, дающее нам хорошо знакомые признаки непрекращающихся капризов. У ребенка может даже пробудиться болезнь, которая не поддается лечению до тех пор, пока действуют обстоятельства, которые ее подкрепляют. Стоит только устранить препятствие, как тотчас исчезают и "капризы", и болезнь. | |
Просмотров: 1651 | | |
Всего комментариев: 0 | |