Типы неправильного воспитания.
В.И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания:
- Тип А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающийся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка с навязыванием ему единственного «правильного» типа поведения. Иногда неприятие может проявляться в крайней форме – реального отказа от ребенка, помещения его в интернат, психиатрическую больницу и т. д. Такое отношение часто встречается у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем воспитания тип А сочетается с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.
- Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) Выражается в тревожно-мнительном отношении родителей к состоянию здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки , рисование, музыка, фигурное катание, технические и спортивные кружки и т.д.), однако вовсе не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.
- Воспитание по типу В (эгоцентрическое) –«кумир» семьи, «маленький», «единственный», «смысл жизни» - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
Наиболее сильным оказывается воздействие неправильного воспитания в подростковом возрасте, когда обостряются базовые потребности этого периода развития – потребности в автономии, в уважении, в самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке.
Похожие темы:
|